h
О компании
Пресс-центр
Услуги
Продукция
Условия продаж
Снабжение
Подписки
Карта дилеров
Товары к реализации
Новые изделия
Ремонт и б/у техника
Голосование


Нет активных голосований.

Горячие позиции
 
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Оборонка перед наступлением

ЧТЗ Уралтрак / Новости / Публикации в СМИ / Оборонка перед наступлением

Многие оборонные предприятия сейчас вообще не имеют государственного заказа на производство профильной продукции. Проблема усугубляется тем, что кроме военного продукта большинство из них производить ничего не может, поэтому отсутствие госзаказа губительно сказывается на заводах.
По мнению вице-президента Союза оборонных предприятий Свердловской области Бориса Фроленко, сегодня необходимо разработать доктрину поступательного развития военно-промышленного комплекса страны. В Советском Союзе работали девять министерств, регулирующих деятельность оборонной промышленности. Сейчас же оборонщики вынуждены объединяться в профессиональные союзы для помощи друг другу, чтобы обеспечить загрузку промышленных мощностей.
Стоит отметить, что 38,4 процента всех машиностроительных предприятий области относятся к категории малых и средних. Их доля в общем объеме производства составляет пока 6 процентов. Однако президент Уральского союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов считает, что именно за такими предприятиями – будущее отрасли. Уже сегодня благодаря местным инвестиционным программам в малые и средние предприятия машиностроения области инвестируется ежегодно до 20 млн долларов США. Однако тех темпов, которыми они сегодня развиваются, явно недостаточно. Для ускорения этих темпов, считает Владимир Семенов, помимо реструктуризации производств необходимо внедрение прогрессивных технологий управления предприятиями.
Одна из таких технологий заключается в том, что разработкой новой продукции, поставкой оборудования, внедрением занимаются специализированные фирмы. Причем каждая из них может работать не только на какой-либо один завод, а на несколько предприятий машиностроения. Также весьма перспективным направлением, по мнению Владимира Семенова, является создание технопарков. Президент Уральского союза промышленников и предпринимателей уверен, что руководители, считающие, будто находящееся в упадке производство можно возродить, работая по старинке, совершают большую ошибку. Сегодня главная задача – снижение затрат на единицу продукции, разработка новых предложений для рынка, самостоятельная подготовка квалифицированных кадров.
В Челябинске на тракторном заводе для оптимизации производства ввели новую форму управления. Реструктурировали предприятие и выделили около 30 дочерних зависимых обществ, работающих на имущественном комплексе ЧТЗ. Эти структурные подразделения могут работать не только на завод, но и самостоятельно выходить со своей продукцией на рынок. В результате отгрузка только литейного цеха в первом полугодии выросла в 2,86 раза по отношению к этому же периоду прошлого года.
Характерен пример и другого, крупного уральского предприятия – Уралвагонзавода. К середине девяностых ситуация на УВЗ была отчаянной. Заказов не было практически ни у одного из подразделений, в том числе и основных – механосборочного и вагоносборочного заводов. Долг по заработной плате достигал шести месяцев. Но была разработана развернутая программа конверсии. Осуществление этого плана позволило "Вагонке" выйти на рынок с востребованной гражданской продукцией: дорожно-строительной техникой, железнодорожными цистернами, товарами народного потребления. Кроме того, "Вагонка" реализовала танковый контракт, ставший частью межправительственного соглашения между Россией и Индией. Генеральный директор УВЗ Николай Малых считает, что движение сразу по двум направлениям – и гражданского, и военного производства – стало возможно благодаря тому, что "Вагонке" удалось развить уникальный технологический, производственный и кадровый потенциал, который был создан в прошлые десятилетия.
Но это, так сказать, флагманы машиностроения. Исключение из правил. Другим заводам "повезло" гораздо меньше. В Свердловской области около 40 процентов предприятий машиностроительной отрасли находятся на грани банкротства. Износ оборудования составляет около 60 процентов. Связано это во многом с тем, что практически все машиностроительные предприятия Свердловской области со времен Великой Отечественной войны создавались по принципу: от добычи сырья до производства конечного продукта. То есть работало свое добывающее производство, свое перерабатывающее производство, свое механообрабатывающее производство и так далее. Во многом это было связано с тем, что подавляющее большинство предприятий отрасли работали на нужды обороны. Теперь, как показывает практика, такой способ ведения хозяйствования – вчерашний день.
Однако как бы ни были хороши современные технологии управления, они не принесут существенных результатов, если отечественное машиностроение, в том числе и входящее в структуру ВПК, не получит государственную поддержку.
- Для предприятий отрасли поддержка государства важна сегодня как никогда, - говорит генеральный директор ЧТЗ – Уралтрак Валерий Платонов. – Любое государство развивает собственное машиностроение, потому что оно способно аккумулировать интеллектуальный потенциал нации, использовать достижения всех отраслей, развивать науку. Машиностроение нуждается и в качественном металле, и в хорошей резине, и в совершенной электронике. Россия будет терять одну позицию за другой, если перестанет развивать собственное машиностроение. Государство должно ориентировать всех участников отечественной экономики на закупку российской продукции.
Примечательно, что машиностроители говорят не столько о финансовых бюджетных вливаниях, сколько о протекционистской политике в отношении отечественных производителей.
Существующее налоговое и таможенное законодательство не способствует приобретению заводами прогрессивных технологий за рубежом, а также инвестированию средств в модернизацию оборудования. Банковская система России, по мнению машиностроителей, в большей степени заинтересована в получении быстрых денег, нежели в долгосрочных вложениях в производство. Если, к примеру, в Германии руководство завода может получить в банке кредит сроком на 5 лет под 3 – 3,5 процента годовых, то российским промышленникам отечественные банкиры предлагают кредиты сроком не более чем на 2 года под 12 – 15. Как-то выйти из ситуации помогают местные программы инвестирования в машиностроительную отрасль. В частности, министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской области планирует совместно с областным Законодательным собранием разработать областные законы: о промышленной политике, об инновационной политике, программу межотраслевой промышленной кооперации.
Понимание необходимости качественного рынка отечественного машиностроения есть и у представителей бизнеса. В начале 2004 года крупная уральская компания приняла решение о размещении на пустующих мощностях цехов по изготовлению железнодорожной техники. Так появился "Уральский завод железнодорожного машиностроения" ("УЗЖМ"). И уже в октябре того же года "УЗЖМ" и Российские железные дороги подписали рамочное соглашение о сотрудничестве по разработке нового электровоза. Согласно документу, уральские промышленники взяли на себя проектное финансирование. Общий объем финансовых вложений потребует 3,2 млрд рублей. Со своей стороны железнодорожники берут обязательства по закупке электровозов, производимых на УЗЖМ. При успешном стечении обстоятельств первый опытный образец усовершенствованного локомотива будет выпущен уже в 2006 году. Бизнесмены идут на финансовый риск, так как видят в лице РЖД платежеспособного партнера.
Ясно, что модернизация оборудования предприятий машиностроения невозможна без значительных инвестиций. Китай в прошлом году потратил на закупку нового оборудования, помимо собственного производства, 5 млрд 780 млн долларов США. Германия приобрела новой машиностроительной техники для оборонки на 1 млрд 800 млн долларов, Япония – на 500 млн долларов. В этом ряду Россия выглядит бедной сиротой. Новых станков для оборонных предприятий было в прошлом году приобретено всего на 289,7 млн долларов. Характерно, что четверть этой суммы приходится на предприятия Свердловской области. Ясно, что при таком объеме финансирования стратегически важной отрасли о реальной конкуренции с ведущими экономическими державами говорить не приходится.
По мнению министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова, в деле модернизации производства многое зависит от руководства каждого конкретного предприятия, от того, насколько успешно работает его менеджмент, насколько эффективно он может реализовывать стратегические программы развития в современных условиях. Даже предприятие со 100-процентным государственным капиталом имеет возможность получения кредитов и размещения своих долговых обязательства как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Этим многие уже активно пользуются. Тот же УВЗ совсем недавно подписал очень крупную сделку с зарубежным экспортным банком при содействии одной из российских государственных страховых компаний о выделении кредитных ресурсов на сумму 300 000 млн евро. Если предприятие демонстрирует устойчивый рост, если оно доказывает, что может прибыльно работать, то непреодолимых препятствий для получения кредита и наработки кредитной истории у него не возникнет. Таким образом, только тесное сотрудничество органов государственной власти, финансовых институтов и предприятий реального сектора экономики способно ускорить процесс модернизации отечественного машиностроения и создать условия для успешной конкуренции с иностранными производителями.

Михаил СМИРНОВ, (опубликовано в газете "Российская газета", 21 июля 2005 года.)

Логин
Пароль
Новости
20.05.22
 
20.05.22
 
11.05.22
 
 
На предыдущую страницу Наверх

 

Rambler'sTop100