h
О компании
Пресс-центр
Услуги
Продукция
Условия продаж
Снабжение
Подписки
Карта дилеров
Товары к реализации
Новые изделия
Ремонт и б/у техника
Голосование


Нет активных голосований.

Горячие позиции
 
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Как защитить российское машиностроение.

ЧТЗ Уралтрак / Новости / Как защитить российское машиностроение.
В Москве 29 марта состоялась конференция Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для агропромышленного комплекса "Союзагромаш". В работе конференции принял участие генеральный директор Челябинского тракторного завода – Уралтрака В.М. Платонов. Мы попросили Валерия Михайловича рассказать об основных особенностях нынешней конференции и принятых на ней решениях.

- Съезд производителей сельхозтехники собрал в Москве представителей около 60 машиностроительных заводов. Главная тема обсуждения – это выработка защитных мер по сохранению отрасли. В силу ряда обстоятельств и незащищенности нашего рынка в Россию активно проникают аналоги той техники, которую в состоянии делать отечественные машиностроители. Безусловно, эти аналоги более совершенны, но они вынуждают российского производителя сокращать деятельность, а всю отрасль машиностроения – деградировать. Только один пример. В 2004 году в Российской Федерации произведено всего 8700 тракторов всех назначений, в том числе дорожного, общегражданского и промышленного строительства. Это трехмесячная программа выпуска в Советском Союзе только одного нашего тракторного завода, и то не в самые лучшие времена.
Сельский производитель в России находится сегодня в бедственном положении. Закупки продовольствия не превышают сегодня 70 миллиардов долларов в год, и основная причина отставания нашего сельского хозяйства заключается в отсутствии денег у сельского производителя на закупку техники.
Хорошо известно, что во всем цивилизованном мире сельские производители получают дотации государства на свою продукцию, в странах Европейского Союза доля помощи государства составляет 50 процентов, но наша экономика находится в таком состоянии, что сельское хозяйство не получает и 5 процентов дотации. Ясно, что без поддержки сельхозпроизводителя говорить о поддержке сельхозмашиностроительной отрасли не стоит. Проблема в том, что надо решить, как поступить, чтобы заработало село. Впрочем, есть и обнадеживающие моменты. О них, в частности, говорил заместитель министра сельского хозяйства С.Г. Митин. Он отметил, что в прошлом году сократилась доля убыточных предприятий сельского хозяйства. Прирост объемов производства составил 1,6 процента, а прибыль выросла по сравнению с 2003 годов в пять раз. То есть тенденции к росту наблюдаются, но они недостаточны, чтобы говорить стабильной работе сельского товаропроизводителя.
Но в основном речь на конференции шла все-таки о нашей отрасли – сельскохозяйственном машиностроении. Что пугает? Малый объем заказов. Отсутствуют инвестиции. Можно даже говорить о развале отрасли: за пять лет численность работающих на предприятиях сельскохозяйственного машиностроения сократилась в два раза и составила около 130 тысяч человек.
- Обсуждался ли вопрос вхождения России в ВТО – Всемирную торговую организацию?
- Обсуждался. Надо отметить, что этот вопрос очень болезненный. Многие страны, которые прошли процесс вхождения в ВТО, в частности, Китай, вводили и вводят защитные пошлины на зарубежную технику, чтобы поддержать своего машиностроителя. У нас же сложилась иная практика. Сегодня таможенная пошлина на компоненты сельхозтехники – радиэлектронику, гидроусилители, гидравлику, гидромоторы – выше, чем на саму машину. Качество этих компонентов в России значительно хуже. Получается, что при таких таможенной политике выгоднее покупать готовую машину, чем приобретать отдельные компоненты или собирать машину у нас из готовых узлов. Иначе говоря, ввозные пошлины сегодня не стимулируют сборку или производство машин на месте. На конференции многие ставили вопрос о том, чтобы изготавливать технику в России с применением отдельных компонентов, поступающих из-за рубежа. Говорили и о защитных мерах, которые следует применить сейчас, до того, как страна вступит в ВТО. Сейчас это еще можно сделать, потом, когда Россия станет членом ВТО, это будет невозможно по статусу.
- Вы выступали на конференции?
- Я выступил, наверное, третьим по списку. Говорил о необходимости помощи всему машиностроению, а не только сельскохозяйственному. Сегодня трудно сказать, где лучше положение, в автомобильной, авиационной или тракторной и сельскохозяйственной промышленности. В целом машиностроение деградирует, его доля в экономике России снижается. Если доля машиностроительного комплекса в СССР составляла 35 процентов, то теперь – не более 20 процентов. Снижение этой доли продолжается и сейчас. Мы не учимся даже на собственных ошибках. Помните, мы удивили весь мир количеством бирж и банков. Теперь поражаем всех количеством заправок – по четыре, по шесть штук на одном перекрестке. О чем это говорит? О том, что в этой отрасли весьма высока избыточная прибыть, и государство вправе увеличить налоги, а машиностроению за счет этого предоставить льготы.
- Что имеется ввиду под льготами?
- Снизить или отменить НДС на оборудование, не производимое в России. Снизить ввозные пошлины на те высокотехнологические компоненты, которые не делаются в России. Дать налоговые льготы на средства из прибыли на техническое перевооружение производства. Отечественным производителям можно дать и определенные налоговые каникулы. Или использовать средства стабилизационного фонда для освоения новых технологий и новых продуктов, которые в стране пока не производятся. Словом, методов защиты множество, они называются в течение многих лет, но не используются. Более того, в правительстве, к сожалению, эти вопросы даже не обсуждаются. И это вызывает чувство досады, поскольку во всем мире интеллектуальный потенциал общества формируется именно в машиностроении. Я привел такой пример. По сути три страны – США, Германия и Япония – могли бы обеспечить весь мир автомобилями. Однако каждая уважающая себя страна сама производит автомобили, потому что эта отрасль свидетельствует об интеллекте целой нации. Вообще машиностроение – это высокотехнологический передел. Интеллектуальный потенциал тут выше, чем у нефтяников, газовиков, металлургов, при всем уважении к их труду. Именно машиностроение концентрирует в себе достижение всех производительных сил, и это надо учитывать. И сегодня отечественное машиностроение нуждается в помощи и поддержке государства.
- Какое решение принято по итогам обсуждения?
- Подготовлено Обращение к руководителям государства: Президенту России, Председателю Правительства, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, губернаторам. Дана оценка ситуации, сложившейся в аграрном машиностроении, ощутившем на себе всю тяжесть кризиса, высказана просьба обратить внимание на проблемы машиностроения в целом, чтобы изменить ситуацию к лучшему.


Программа действий


Руководители ведущих компаний аграрного машиностроения России объединяют усилия для достижения глобальной цели – вывести Россию в мировые лидеры по производству сельскохозяйственной техники и оборудования к ней за счет производства современных высокотехнологичных машин.
Для этого необходимо значительно повысить качество и надежность выпускаемых в России аграрных машин, увеличить объемы производства российских сельхозмашин до 3 млрд долларов США ежегодно к 2010 году, привлечь инвестиции на выпуск новой высокотехнологичной сельхозтехники и запасных частей, позволяющих создать на их производстве дополнительно 30 000 рабочих мест; увеличить экспорт сельхозмашин и тракторов до уровня 30 процентов от объемов их выпуска в России, за счет восстановления позиций на утраченных зарубежных рынках; повысить среднюю заработную плату в российском аграрном машиностроении к 2010 году до 1000 долларов.
Для решения этих задач нужна государственная поддержка отечественного машиностроения.

Равные условия конкуренции
Сегодня зарубежная сельхозтехника получает доступ на рынок России на условиях более благоприятных, чем отечественная.
Так налог на добавленную стоимость российский производитель уплачивает еще на стадии создания машины. Иностранный производитель имеет возможность его либо вообще не платить, используя практику внесения техники в уставный капитал организации, либо растянуть выплаты на несколько лет, используя режим временного таможенного ввоза, либо выплаты снизить, занижая декларируемую стоимость техники.
Зарубежные государства используют скрытые формы субсидирования экспорта, предоставляя возможность импортерам сельхозтехники получить кредит на льготных условиях (2 – 3 процента годовых) на срок до 5 лет под гарантии государственных экспортных агентств Eximbank и Hermes.
Существуют и другие формы дискриминации российских сельхозмашиностроителей на внутреннем рынке страны. Только честная конкуренция приносит благо, и поэтому сегодня от государства требуется установить более справедливые условия на российском рынке сельхозтехники.

Ограничить рост цен
Неоправданно стремительный рост тарифов на энергоносители, металл (в 1,6 раза только в 2004 году) и так далее создает кризисную ситуацию в стране. Сырьевые отрасли становятся все более прибыльными за счет и без того депрессивных перерабатывающих отраслей.

Изменить налоговую систему
При существующих в отрасли и вообще отечественном машиностроении нормах прибыли и размерах налогов существенный скачок ее технологического развития и выход на позиции реально активного участия в мировом техническом прогрессе невозможен.
Необходимо снизить налоговое бремя на предприятия отрасли, сократить государственные издержки и увеличить налоговую нагрузку на предприятия сырьевого сектора в период подготовки вступления в ВТО.
Мы не хотим себя никому противопоставлять. Мы призываем применить рычаги государственного регулирования с тем, чтобы те, кто сегодня вкладывает средства в нефтяную и другие отрасли сырьевого сектора, посчитали более выгодным вкладывать их в развитие отечественного машиностроения.

Выгодные условия вступления России в ВТО
Вопрос вступления в ВТО имеет огромное значение для развития всей отрасли. Недооценка значимости отечественного сельхозмашиностроения отодвигает его интересы при переговорах о вступлении в ВТО на второй план, превращая в "разменную монету".
Недопустимо, чтобы наша страна отказалась от реальных ценностей – развитого сельского хозяйства и сельхозмашиностроения – ради ценности бумажной – членства в ВТО.

Развивать коммерческий лизинг сельхозтехники
В 2002 году на рынке появилась и быстро встала на ноги государственная компания ОАО "Росагролизинг". В ее уставный фонд вложено из федерального бюджета 19 млрд рублей. Благодаря им, компания должна стать сильным эффективным средством поддержки селян и сельхозмашиностроителей. Но, по мнению как производителей техники, так и ее получателей, ее работа нуждается в серьезном совершенствовании, потому что по государственным лизинговым программам (федеральным и региональным) приобретается техника зарубежных изготовителей, в том числе украинских и белорусских. Надо законодательно регламентировать статус отечественной техники, как продукции, в которой российская локализация должна превышать 50 процентов. Это позволит решить проблемы технического оснащения российского сельского хозяйства.

Увеличить финансирование
Отрасль сельхозмашиностроения нуждается в квалифицированных кадрах для проектирования и производства современной техники. Государство финансирует подготовку кадров, содержит НИИ, но 90 процентов выпускников сельскохозяйственных вузов на производство не идут, а разработками и изобретениями большей части НИИ никто не пользуется.
Выделяемые на науку и образование государственные средства должны распределяться и направляться только в те области, где требуется их концентрация. При этом непосредственное участие в их распределении и постановке задач должны принимать заводы-изготовители сельхозмашин. Весь процесс финансирования должен стать прозрачным, понятные и эффективным.

Защита на зарубежных рынках
Существуют многочисленные примеры дискриминации российских поставщиков на зарубежных рынках.
В странах Восточной Европы действует фонд SAPARD, который возмещает фермерам до 50 процентов стоимости покупаемой сельхозтехники, если страна происхождения этой техники – Европейский Союз. На российскую технику действие этого фонда не распространяется. Последние два года прекратились поставки российской сельхозтехники в Ирак.
Помимо этого, российскому предприятию, планирующему продавать сельскохозяйственную технику, например, в Болгарии, Литве или Германии, в обязательном порядке, помимо получения Сертификата безопасности, необходимо пройти дорогостоящую и длительную процедуру испытаний.
Требуется усилить поддержку зарубежных представительств России при продвижении отечественной продукции на внешние рынки и внедрить практику ответных дискриминационных мер в отношении зарубежных товаров.
Ряд государств, входящих в СНГ, прямо или косвенно препятствуют проникновению отечественных сельскохозяйственных машин на их рынки. Например, Туркменистан покупает американские трактора и комбайны, а для поставок российской техники требует проведения специальных испытаний и сертификации, хотя российская техника там использовалась и знакома еще с советских времен. Беларусь наращивает поставки в Россию своих тракторов и другой сельхозтехники, в то же время практически ввела запрет на закупку российской сельхозтехники.
Продукция сельхозмашиностроения должна входить в сферу межгосударственных переговоров. Экономическая интеграция в рамках СНГ необходима. В конечном счете, она будет выгодна всем, но важно, чтобы рынки действительно были открыты, и чтобы соблюдались правила честной конкуренции.

Привлечь инвестиционные ресурсы
Специфика сельхозмашиностроения – его ярко выраженная сезонность. Пик реализации продукции приходится на 3 – 4 месяца в году, а в остальное время продукция аграрного машиностроения не востребована. Во многих странах для сглаживания этой проблемы принимаются государственные меры. Рыночный механизм для решения этого вопроса – субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным в межсезонье, а также по инвестиционным кредитам.
Вызывает беспокойство финансовое положение сельскохозяйственных производителей России. Обеспечение роста доходов – первоочередная задача государства, решение которой позволяет значительно повысить уровень жизни на селе (а это основная часть малоимущих в России), а также создать устойчивый спрос на продукцию многих российских отраслей, в том числе сельскохозяйственного машиностроения.
По материалам конференции
сельхозмашиностроителей России.
Логин
Пароль
Новости
30.12.21
 
29.12.21
 
24.12.21
 
 
На предыдущую страницу Наверх

 

Rambler'sTop100