h
О компании
Пресс-центр
Услуги
Продукция
Условия продаж
Снабжение
Подписки
Карта дилеров
Товары к реализации
Новые изделия
Ремонт и б/у техника
Голосование


Нет активных голосований.

Горячие позиции
 
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Третья кругосветка Сталинца

ЧТЗ Уралтрак / Новости / Публикации в СМИ / Третья кругосветка Сталинца

ЧТЗ решил приобрести для заводского музея трактор, работающий спустя 60 лет после своего выпуска

Николай Максимович Иванов и Сталинец за долгие годы стали единым целом
Николай Максимович Иванов и «Сталинец» за долгие годы стали единым целом.

На Челябинский тракторный завод пришло письмо из далекого Алтайского края, написал которое директор сельскохозяйственного производственного комплекса «Восток» Александр Медиков. В нем он сообщил удивительную новость: в его хозяйстве с 1947 года по сей день в боевом строю находится трактор С-80 («Сталинец») производства ЧТЗ. Все это время его эксплуатировал один механизатор – Николай Максимович Иванов. Несмотря на то, что послевоенные модели предприятия давно снискали репутацию надежных машин, случай этот был достоин Книги рекордов Гиннесса. Даже всемирно известные компании вряд ли могут похвастаться примерами столь долгой и безупречной работы своих механизмов.

По распоряжению гендиректора ЧТЗ Валерия Платонова на Алтай выехала группа заводских специалистов, чтобы на месте оценить состояние легендарной «восьмидесятки». «Разведка» преследовала еще одну цель – тракторостроители хотели увековечить долгожителя, доказавшего, что на предприятии умеют делать технику, которая в буквальном смысле не знает износа. За такую службу, решили на ЧТЗ, трактору самое место в заводском музее.

Судьба труженика

Алтайский край, село Новоярки, глубинка России. Посланцев Южного Урала гостеприимно встретил бессменный водитель трактора Николай Иванов. Сибирский богатырь, находясь в преклонном возрасте, по-прежнему бодр, подтянут и готов часами рассказывать о своем «подопечном».

– Совсем не на курорт прибыл к нам «Сталинец» в конце сороковых, – вспоминает Николай Максимович. – Досталось моей любимой машине по полной. Десятки, если не сотни, раз приходилось эксплуатировать ее в круглосуточном режиме. В поле трактор на все сгодился: бороздил колхозные угодья с плугом, с культиватором, с веялкой. Использовал я его и как тягач, таская комбайны на ремонт, а на бездорожье он был незаменим как грейдер. Ежегодно зимой по 15-20 раз ходили до колхозных сенокосов за сеном, а это 100 верст в один конец. Два раза мы со «Сталинцем» совершили марш-бросок до Барнаула, что в 250 километрах от нашего села. При этом дружок мой тянул на санях по 18 тонн металла. Зимой у нас морозы до минус 40 неделями стоят, летом жара – свыше 30, а трактору все нипочем. Бывали, конечно, и поломки, но ремонтировал я его, как говорится, с колена. А ведь не преувеличу: пару раз земной шар мы с ним обогнули.

«Сталинец» и Иванов

В деревне о тандеме механизма и человека ходят легенды. Как минимум у трех поколений местной детворы излюбленной забавой было прокатиться с дядей Колей в кабине машины или хотя бы взгромоздиться на прицепленных санях. Стоило Николаю Максимовичу появиться на своей технике в селе, отовсюду восторженно звучало: «О, дизель поехал!». Каждый в округе всегда знал: Иванов и его машина безотказны в работе. Попросило руководство «попахать» от зари до зари – значит так надо, требуется кого-то вызволить из беды – можно смело рассчитывать на дядю Колю и его «Сталинца». В колхозном журнале значатся тысячи добрых дел и неисчислимое количество гектаров земли, возделанных ими. Если бы это было возможным, Николай Максимович, не задумываясь, поделился бы со своей «восьмидесяткой» всеми полученными наградами: Орденом Трудового Красного знамени, восемью медалями. В уходе за трактором орденоносец не забывал руководствоваться проверенной временем истиной: машина любит ласку, чистоту и смазку. Можно улыбнуться трогательной заботе, которой человек окружал машину, но факт остается фактом: известный в деревне механизатор вправе претендовать на авторство природного «предпускового подогревателя». Летом тракторист методично изо дня в день запасается на зиму котяками (засохшими коровьими и лошадиными «лепешками»), а в студеную пору подкладывает их под двигатель, поджигает, и они тлеют, разогревая мотор. «Сталинец» и Иванов сроднились настолько, что знают характер друг друга, как супруги, отпраздновавшие золотую свадьбу.

С пенсией решили подождать

Нынче Николаю Максимовичу исполнилось 77 лет. Его уход на пенсию получился символическим: незаменимый тракторист и на заслуженном отдыхе продолжил беспримерный трудовой путь, ежедневно выполняя в хозяйстве «Востока» различные работы. Руководство сельскохозяйственного комплекса не стало передавать трактор в другие руки, и вот уже больше десятка лет «Сталинец» стоит в личном огороде колхозника-ветерана. Все так же, как и в юные годы, легким движением рукоятки заводит Иванов дизель, и рвет с места бульдозер так лихо, как не получается даже на собственных «Жигулях». С нескрываемой любовью, увлекаясь подробностями, почетный механизатор поведал посланцам Южного Урала о технических достоинствах их «земляка». Непосвященному трудно понять все тонкости совершенства механизмов С-80. Но Николай Максимович хочет, чтобы и абсолютный профан в технике постарался уловить: неповторимая особенность этих дизелей – предкамерное смесеобразование «горючки», что делает запуск мотора необыкновенно легким. И вообще, в эксплуатации «Сталинец» прост и безупречен. «Хорошая машина, – не устает повторять он, – с такой в разведку иди – не подведет».

Старожилы конструкторского бюро ЧТЗ в полной мере разделяют высокое мнение Иванова о «восьмидесятке». Это была первая мирная продукция Танкограда, пришедшая на смену довоенным моделям С-60 и С-65. Выпущенные 200-тысячным тиражом «Сталинцы» больше десяти лет поставлялись на самые важные стройки и объекты народного хозяйства страны-победительницы.

Чтобы помнили!

Как бы ни прикипел душой Иванов к своей машине, мудрый человек понимает, что все в жизни идет «чередой определенной». Сослужив свою добрую службу, «Сталинец» с Алтая может рассчитывать на то, чтобы его имя было занесено в историю южноуральского машиностроения. Теперь славную биографию «восьмидесятки» ждет достойное продолжение на исторической родине – в стенах музея Челябинского тракторного.

PS:

«Сталинцы» широко использовались на земляных работах при прокладке судоходных каналов, они распахивали целинные и залежные земли. С-80Б-2 (болотоходная модификация) с увеличенной шириной гусениц лучше других отечественных собратьев проявили себя при эксплуатации в самых экстремальных условиях. Трактор обладал вполне приличными характеристиками и мог развивать максимальную скорость до 10 километров в час. С-80 стал прообразом следующей модели гусеничной техники ЧТЗ – трактора С-100, удостоенного золотой медали на международной выставке.

"Челябинский рабочий" 18 мая 2007 года, Юрий Богатырев, Челябинск-Алтайский край

Логин
Пароль
Новости
23.09.22
 
15.09.22
 
09.09.22
 
 
На предыдущую страницу Наверх

 

Rambler'sTop100