О компании
Пресс-центр
Услуги
Продукция
Условия продаж
Снабжение
Подписки
Карта дилеров
Товары к реализации
Новые изделия
Ремонт и б/у техника
Голосование


Нет активных голосований.

Горячие позиции
 
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Вторая жизнь рекордсмена

ЧТЗ Уралтрак / Новости / Публикации в СМИ / Вторая жизнь рекордсмена

Зарубежные компании заказывают ЧТЗ самые мощные в мире бульдозеры

Бульдозер Т-800 был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый большой и производительный в мире. Одним фактом своего рождения не где-нибудь, а на Южном Урале он вызывал чувство гордости у земляков. По сути, являл собой узнаваемый бренд региона, как, например, каслинское литье, златоустовская гравюра, челябинская нержавейка. Впрочем, смысл его появления, наверное, виделся даже более глубоким, ибо челябинский богатырь был еще идеальным символом стальных мускулов региона, олицетворял гигантскую силу, могучий размах уральской индустрии.

самый большой и производительный бульдозер ЧТЗ в мире

Рекорды в области...

Впервые ЧТЗ показал общественности Т-800 около четверти века назад на выставке, организованной на Комсомольской площади Челябинска. Очевидцы вспоминали: интерес к гиганту был настолько велик, что образовалась очередь из желающих сфотографироваться рядом с ним. Даже руководители Южного Урала и города пожелали войти в историю вместе с Т-800.

Этот бульдозер изначально задумывался как главный помощник при разработке грунтов, где бессильна взрывчатка, а крещение свое прошел на строительстве Южно-Уральской АЭС. Самым сильным в ту пору на стройке был американский "тяжеловес" - "Интерн", однако его ресурса не хватало, чтобы совладать со скалой. Поэтому руководство области обязало возглавлявшего ЧТЗ Николая Ложченко направить уральского великана на объект, где техническая задача столкнулась с суровой реальностью.

- Страшно было даже находиться рядом, когда зубом рыхлителя Т-800 упирался в скалу и таранил ее, - вспоминал один из заводских конструкторов, побывавший на месте испытаний.

- Громадные куски породы с шумом, со снопами искр отваливались и летели прямо на нас. Я спросил у прораба о впечатлениях. Повидавший виды строитель признался, что его спокойная жизнь закончилась, как только появился громадный трактор. Прослышав о нем, каждый участок стал требовать его себе в помощь.

Еще одним испытанием стала реконструкция Магнитки. Задание, которое на комбинате давали японскому трактору на две недели, челябинский великан выполнял за одну смену. После таких подвигов "сталевары" стали применять Т-800 там, где никакая техника не могла действовать в принципе.

в стране

Когда о чудо-машине узнали добытчики алмазов из Якутии, они буквально взмолились: "Дайте нам ее". При добыче алмазов взрывалась порода. Жертвой технологии становились и сами драгоценные камни, на которых появлялись микротрещины, что в результате снижало их ценность. Оттого встал вопрос об альтернативных методах. Но как доставить Т-800 за тысячи километров? Железной дороги к алмазному месторождению нет. Челябинцы, поломав головы над задачей, обратились в КБ Антонова, договорились об использовании самого мощного самолета Аэрофлота - "Антей". Но когда уральский "малыш" заехал в лайнер, платформа не выдержала его веса. Пришлось бульдозеру ретироваться. Через месяц авиаторы прислали суперлайнер "Мрия".

Бульдозер Т-800 предназначен для разработки особо тяжелых мерзлых грунтов и скальных пород.
Длина - 12,4 метра.
Высота - 4,7 метра.
Вес - 106 тонн.
Двигатель - "БелАЗ" (820 л. с).
Емкость баков - 2,5 тонны.
Скорость - 10,6 км/час (вперед), 14 км/час (назад).

В поселок Мирный Т-800 сопровождал А. Потешкин. Он впоследствии рассказывал:

- В Якутии работал один карьер, где добывались алмазы. Потом там нашли второе месторождение. Решили быстро запустить его в эксплуатацию, но вот беда - ни дороги к нему, ни тропинки. Слышу: по селектору один из руководителей дает своим подчиненным задание особой важности: "Вам неделя сроку. Как хотите, а чтобы дорога была". Те возмутились в один голос: "Невозможно!". Но начальник остался неумолим. Через три дня слышу новый доклад по селектору. Говорят: путь проложен. Как сумели? Запустили туда, отвечают, Т-800. Он все и сделал.

...за рубежом

В первые годы жизни довелось "восьмисотому" поучаствовать в международной выставке на Красной Пресне. В один ряд тогда поставили самые крупные в стране тракторы: чебоксарские Т-330, Т-500 и челябинский Т-800.

Однажды, - вспоминает инженер-испытатель ЧТЗ Александр Чалых, - к этим машинам подошла группа высокопоставленных руководителей, среди которых, как потом выяснилось, был секретарь Московского горкома КПСС Зайков. Он попросил запустить двигатель у трактора из Чебоксар. Представители завода стали растерянно объяснять, что не могут этого сделать - нет масла в гидросистеме.

А тот, - кивнул "главный" на Т-500, - сможете?

И тут ничего не вышло.

Ну, - разочаровались члены делегации, - раз с этими двумя не справились, то самый большой подавно не запустят.

Почему не запустим? Сейчас запустим, - выступил вперед Чалых.

Завел двигатель, стал поднимать отвал. Экскурсанты в испуге отбежали, но затем спохватились, начали восхищаться мощью, надежностью трактора.

Эти качества стали визитной карточкой челябинского богатыря. Под особые заказы было выпущено десять Т-800. Но после перехода страны на рыночные рельсы производство гигантов прекратилось. Семь лет назад из стен ЧТЗ вышла последняя такая машина, и, казалось, лебединая песня трактора-великана спета. Однако сегодня история начала развиваться по оптимистичному сценарию.

После переговоров с рядом зарубежных компаний гендиректор ЧТЗ Валерий Платонов сообщил: к колоссу на гусеницах проявили интерес иностранцы. Готовность сделать заказ сразу на восемь машин подтвердили потребители из ЮАР, Индии, Таджикистана, которых челябинский тяжеловоз удивил несказанно. Это хороший знак не только для ЧТЗ, но и для машиностроения всей области. Восьмисотсильный бульдозер, способный передвигать запредельные тяжести, так же основательно и солидно может толкать вперед региональную экономику.

Опубликовано в газете"Челябинский трактор" от 27.10.06, Эдуард СОБОЛЕВ, Евгений КИТАЕВ.

Логин
Пароль
Новости
17.12.18
 
13.12.18
 
21.11.18
 
 
На предыдущую страницу Наверх

 

Rambler'sTop100